Я учусь во дворце

uchilishe konduktorovБытует мнение, что современная молодежь мало интересуется историей родных мест, особенно в провинции. Окончив школу, молодое поколение покидает свою малую родину, так, собственно, и не узнав, чем славилась эта земля, на которой они родились, но не пригодились. Исключения, конечно, бывают, но их мало. Тем приятнее было познакомиться с работой учащейся 9-го класса Вышневолоцкой средней общеобразовательной школы № 6 Екатерины Катиной «Я учусь во дворце»,которую она представила на конкурс «Фотография и память» в большой конкурсной программе исторических исследовательских работ старшеклассников «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – ХХ ВЕК», проводимой Международным обществом «Мемориал». Публикуя эту работу авансом, редакция надеется, что Екатерина Катина продолжит изучение истории своей родной школы. Публикуется с небольшими сокращениями.

Не так давно мне в руки попала книга «Вышний Волочёк на старинных открытках», изданная председателем Вышневолоцкого краеведческого общества имени М. И. Сердюкова Е. И. Ступкиным. На одной из страниц я заметила знакомое здание. Это была школа № 6, в которой я учусь, но в альбоме было написано, что katya katinaэто училище кондукторов путей сообщения. Меня заинтересовало это фото, и я решила побольше узнать об истории здания, в котором находится моя школа. Каково было мое удивление, когда выяснилось, что раньше в этом здании находился Путевой дворец для остановки в пути членов императорской семьи. Сегодняшнее состояние здания напоминает дворец лишь отчасти, поэтому мне захотелось понять: как так произошло и почему такой важнейший памятник архитектуры находится не в том состоянии, в котором должен бы находиться?

История его оказалась воистину уникальной. Здание расположено в центре Вышнего Волочка, в Островской части города, на улице Осташковской, 3/7; главным северным фасадом сильно вытянуто вдоль Садовой площади, восточным торцом выходит на Пожарную набережную реки Цны, к западному торцу прилегает соседний дом.

Строилось оно действительно как Путевой дворец в 1779–1783 годах. Автором построек с большой долей вероятности можно считать тверского губернского архитектора Ф. Ф. Штенгеля. Надзор за строительством осуществлял архитектор Иван Жигалов. Тверские купцы-подрядчики Николай Митюрев, Матвей Мороз, столярных дел мастер из Твери Иоганн Бофорт Миллер принимали активное участие в постройке и благоустройстве дворца.

«В 1785 году Екатерина II решила самолично осмотреть Вышневолоцкую водную систему. Об этой поездке она писала, как о самой веселой, которая когда-либо бывала на свете. В Вышнем Волочке Государыня остановилась в недавно построенном на набережной Цнинского канала каменном Путевом дворце. Канал был иллюминован тысячами светильников в глиняных плошках и массой факелов. На нём была построена пристань и галерея с балюстрадой и гирляндами. В довершение всего из Торжка был специально выписан военный барабанщик».

В настоящий момент моя школа – это одно E-образное строение, но в то время это был архитектурный ансамбль, состоящий из трёх двухэтажных зданий. К 1827 году Путевой дворец пришёл в ветхое состояние, и в нём предполагали разместить казармы для нижних чинов полицейской бригады и инженерных офицеров или шоссейное управление. В 1828 году император Николай I утвердил проект перестройки здания, велев снять с фасада «старообразные украшения». К 1845 году здесь разместилось правление III округа путей сообщения, при котором была открыта Вышневолоцкая школа кантонистов 3-го округа путей сообщения.
В 1874–1875 годах она была преобразована в кондукторскую школу.

Открытие кондукторской школы совпало с окончанием русско-турецкой войны, и Министерство путей сообщения приняло решение о предоставлении свободных вакансий в Вышневолоцкой и Лепельской школах «сыновьям нижних чинов, пострадавших в последнюю войну». Но создание кондукторской школы на базе школы кантонистов также не решало проблемы. Общее образование в ней давалось не выше уездного училища, а техническая подготовка сводилась к «умению копировать чертежи и обращаться с геодезическим инструментом». Большинство преподавателей школы состояло из её же выпускников. Среди них инженеров почти не было.

uchilishe konduktorovВот тогда и было принято решение образовать на базе кондукторской школы в Вышнем Волочке училище кондукторов путей сообщения. Его предполагалось открыть с начала 1883–1884 учебного года и «проводить оное постепенно, по мере закрытия существующей в городе Лепеле кондукторской школы, которую упразднить, по окончательном выпуске всех наличных в ней ныне воспитанников». Так что фактически училище кондукторов в Вышнем Волочке было создано на основе двух кондукторских школ и имело целью готовить «ближайших помощников инженеров по надзору за производством строительных работ и исправным состоянием сооружений на путях сообщений, главным образом водных и шоссейных».

Положение о Вышневолоцком училище кондукторов путей сообщения было разработано Министерством путей сообщения, рассмотрено Государственным Советом и Высочайше утверждено 28 мая 1883 года. Это учебное заведение в 1891 году окончил знаменитый писатель В. Я. Шишков, автор романа «Угрюм-река», в память об этом при входе в здание установлена мемориальная доска.

Но не только в XVIII–XIX веках здание играло важную роль в жизни города. После Октябрьской революции в 1918 году училище преобразовывают в Вышневолоцкое строительно-техническое училище путей сообщения. В 1930-е годы здесь был открыт Вышневолоцкий учительский институт, где готовили учителей средних классов общеобразовательных школ. В тяжелые годы Великой отечественной войны в нём располагалось сразу три эвакогоспиталя: № 402,
№ 435, № 1968.
Уже после войны здесь была открыта школа-интернат для детей из Дагестана, просуществовавшая до 1977 года, когда в здание на улице Осташковской, 3/7, переехала школа, в которой я сегодня учусь. (После войны продолжал работать Учительский институт, потом здесь была средняя школа-интернат № 1. – Ред.)

На заре существования интерьер здания, где находится теперь школа № 6, был выдержан в стиле раннего классицизма, и принадлежало оно к числу первых каменных общественных сооружений города, но от всего этого в настоящее время сохранились лишь часть капитальных стен, лестницы, кафельные печи, филенчатые двери.

Многие историко-культурные памятники нашего города находятся в удручающем состоянии, а то и вовсе разрушены. Школа, где я учусь, – не исключение. Я считаю, что нужно бороться за достойное существование этих ценностей. Взять, например, рассматриваемую школу № 6. Дети, обучаясь в здании с такой историей, каждый день имеют возможность соотносить прошлое и современность.

Каково состояние здания в данный момент? В школе многие кабинеты и коридоры небезопасны для нахождения там людей, детей, и само здание частично находится в аварийном состоянии. Но если бы решить ремонтные вопросы, то появилось бы больше пространства, возможностей для развития талантов школьников и воплощения в реальность детских идей. Всё это невозможно без комплексного подхода к восстановлению исторического наследия и разработки концепции, где упор делался бы на развитие туризма.

Одной из главных проблем вышневолоцкого общества является равнодушие, а зачастую – негативное отношение жителей к своему краю, городским достопримечательностям, большинство из которых находится в плачевном состоянии. Это вполне объяснимо, так как в Вышнем Волочке масса и других проблем: безработица, низкий уровень доходов горожан, плохое состояние дорог, отсутствие мест культурного отдыха и другие, не менее важные проблемы. В таких обстоятельствах трудно гордиться своим историческим наследием, каким бы значимым и уникальным оно не было.

В двух шагах от моей школы находится часть города, где каналы и река Цна образуют пространство, называемое в народе «Острова». Будучи летом в Санкт-Петербурге, я увидела опыт создания там мультифункционального культурного и коммерческого комплекса на острове Новая Голландия. Возникает вопрос: почему бы и в нашем городе не провести подобную реконструкцию? Здание нашей школы с такой интересной историей и остальными преимуществами органично вписалось бы в подобный проект, и дети могли бы принимать самое активное участие в организации и освоении этого пространства. При этом и учащиеся, и выпускники школы № 6, и вышневолочане в целом испытывали бы большое чувство гордости и, самое главное, сопричастности к развитию нашего города, который переживает сейчас далеко не лучшие времена.

Екатерина КАТИНА,
ученица 9-го класса средней
общеобразовательной школы № 6

НАСЛЕДИЕ ВЫШНЕВОЛОЦКОГО УЕЗДА

декабрь 2013