Мастера художественного стекла

mastera steklaВ конце декабря в Вышневолоцком краеведческом музее открылась традиционная выставка стекла известных художников Елены Юрьевны Есиковой и Константина Николаевича Литвина. Оба мастера являются членами Союза художников России, Союза дизайнеров России, оба – заслуженные художники России, награждены серебряной медалью Российской академии художеств, золотой медалью Союза художников России. Елена и Константин – постоянные участники российских и международных выставок, симпозиумов по стеклу, их работы есть в Государственном Эрмитаже, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, в музеях и в частных коллекциях по всему миру. В настоящее время художники живут в Вышнем Волочке.

Художник по стеклу – редкая профес­сия. Настоящих мастеров можно по паль­цам пересчитать, но вышневолочанам есть кем гордиться. Елена Есикова и Констан­тин Литвин живут в Вышнем Волочке, по­могая сохранять тонкий культурный слой в жизни городского сообщества. Более пяти лет они трудились на стеклозаводе «Красный Май», который был гордостью вышневолоцкой земли. Здесь работала творческая лаборатория, особое внимание уделялось экспериментам с сульфидно- цинковым стеклом, которое открывало художникам широкое поле деятельности. Работая с этим стеклом, можно было по­лучать изделия самых необыкновенных расцветок. В середине 1960-х годов наш завод был единственным, где выпускалось сульфидно-цинковое стекло.

К приезду Е. Есиковой и К. Литви­на на заводе уже сложилась творческая группа художников и квалифицированных мастеров-стеклодувов. Молодые худож­ники сразу приступили к работе, активно реализуя свои художественные замыслы.

Время, когда Елена и Константин работали на заводе, они считают самым продуктивным в своей творческой жизни. И российские, и зарубежные коллеги за­видовали им, что они имеют возможность работать в таких условиях. Константин Литвин был главным художником завода вплоть до его закрытия.

Когда не стало завода, они оба быстро поняли, что такое быть «свободным» художником, и чему так завидовали их иностранные друзья, которые вынужде­ны были работать студийно. В частных мастерских можно заниматься холодной обработкой стекла, но там нет печей, кото­рые раньше предоставлял завод.

В этом году наши художники приня­ли участие в Четвертом международном симпозиуме в городе Никольском Пен­зенской области. Половину участников составляли зарубежные художники. Ма­стерам предоставлялся один выдувной день на заводе. По итогам дня была устроена творческая выставка, причем одну из своих работ каждый художник оставлял в музее завода. Чтобы работать самостоятельно, печь нужно абониро­вать, но это довольно дорого стоит. И ехать до ближайшей печи надо 1200 километров! Несмотря на сложности, которые есть сегодня в работе наших художников, они много и плодотворно работают, выполняя эксклюзивные зака­зы. Были сделали люстры для правитель­ственных зданий, выполнена хрустальная часть Кубка России по футболу.

В прошлом году у них было две от­ветственные выставки. Первая – в Вы­ставочном центре Тверского отделения Союза художников России, вторая – в Санкт-Петербурге, в залах Музея художе­ственного стекла на Елагином острове – это Центральный парк культуры и отдыха им. Кирова. Там была самая ответствен­ная выставка в их жизни, потому что они – выпускники Высшего художественно- промышленного училища им. В. Мухи­ной. Своей выставкой они держали отчет пред педагогами, коллегами, мастерами и знатоками стекла. Экзамен выдержали блестяще. Их имена вошли в историю российского стеклоделия.

На открытии выставки много говори­ли о стеклозаводе «Красный Май», о том, какой урон нашему краю нанесла его лик­видация. Это боль в сердце, ностальгия, потому что там творили изумительные люди – художники, стекловары, шлифов­щики, умеющие творить красоту. Мастера, которые работали с сульфидно-цинковым стеклом, прославили не только себя, они прославили Вышний Волочек, Тверскую область, Россию. На завод съезжались творческие люди со всей страны, бывали художники из-за рубежа. Им предостав­лялись все условия для работы. Бывшие сотрудники завода вспоминали, что дирек­тор завода Леонид Дмитриевич Шапиро всячески помогал и поощрял художников к творчеству. При нем завод процветал, всероссийской славой пользовался музей художественного стекла. Думаю, что имя этого человека сохранится надолго, в от­личие от имен тех ничтожных людишек, которые ради собственной корысти унич­тожили один из лучших стеклозаводов нашей страны.

Поздравить Елену Есикову и Константи­на Литвина с открытием выставки приехала председатель Тверского регионального от­деления Общероссийской общественной организации «Союз дизайнеров России», заслуженный художник России, почетный работник культуры и искусства Тверской об­ласти Наталия Владимировна Эверт:

– Замечательные работы, а смотреть больно, потому что такой завод просто- напросто исчез с лица земли. Я знаю, как там было интересно работать, какие там были интересные люди. Не один раз мы еще вспомним наш «Красный Май», когда мы запросто выходили на печь и работа­ли, сколько душа пожелает. Мы все кол­леги, нас связывает такой замечательный материал, как стекло. Мы встречаемся на симпозиумах, обмениваемся мнениями. Конечно, по новым работам видно, что у художников нет тех возможностей, ко­торые давал завод. Тем не менее каждый образ, созданный ими в стекле, вызывает восхищение, их труд – это большое ува­жение к городу, где они живут и трудятся.

Оптимистическую ноту внесла и ди­ректор Вышневолоцкого краеведческого музея Галина Георгиевна Монахова. Она напомнила, что в прежние годы в музее была постоянная экспозиция, посвящен­ная стеклозаводу «Красный Май». До сих пор в фондах музея хранится более пятисот работ всех ведущих художников завода, начиная с 1946 года. Есть много старых фотографий, документов. Сейчас коллектив музея работает над созданием новой экспозиции, так что лучшие страни­цы истории стеклозавода «Красный Май» не будут забыты. Достойное место в этой экспозиции займут работы заслуженных художников России Елены Есиковой и Константина Литвина.

Владимир СОЛОВЬЁВ