Как происходит страхование медицинских работников и организаций от врачебной ошибки

Понятие страхование от врачебной ошибки не сильно популярно в нашей стране. Это является следствием ситуации, при которой взыскать с конкретного доктора или медицинской организации финансовые средства в счёт возмещения убытков, нанесённых оказанием некачественных услуг, практически невозможно. Процент выигрышных судебных дел в этой категории минимален. На законодательном уровне до сих пор нет действующего нормативного акта, предусматривающего подобные действия. В своей статье мы постараемся обобщить всю информацию, имеющую отношение к врачебной ошибке, и дадим определение этого понятия.

Что считается врачебной ошибкой

Страхование от врачебной ошибки

Первое, о чём необходимо знать, говоря о врачебной ошибке, это то, что ни в одном законе или инструкции не зафиксировано это понятие, оно встречается только в работах юристов-теоретиков и ещё как общее понятие в сфере медицины. Причём врачебная ошибка по смыслу теоретиков и в обиходе кардинально различаются. В обиходе так называют всё, что сделано «не так» медицинским персоналом, не принимая во внимание наличие умысла и вины, возможную халатность и недостаток образования.

Понятие «врачебная ошибка», которое есть в трудах теоретиков юриспруденции, имеет более чёткую формулировку: это действие (бездействие) медицинской организации или конкретного специалиста, в штате этой организации, повлёкшее причинение вреда пациенту, независимо от наличия вины.

Вопрос наличия или отсутствия вины является краеугольным камнем преткновения в спорах вокруг понятия ошибки. Ответственность, грозящая за совершение ошибки, в рамках уголовного законодательства может быть только за виновное поведение. В то же время гражданско-правовая ответственность не зависит от наличия (отсутствия) вины. Большинство авторов склоняются к формулировке, где чётко указывается на отсутствие вины при определении врачебной ошибки. Это представляется вполне логичным, чтобы не смешивать это понятие с такими схожими определениями, как халатность и неосмотрительность. Кроме того, даже при закреплении в законодательстве широкого понятия, то есть «независимо от наличия вины», моральный вред не будет подлежать выплате в рамках гражданских дел, так как для него обязательно наличие вины.

Гражданский кодекс РФПо Федеральному закону РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», гражданин имеет право предъявлять иск на возмещение ущерба, наступивший от сотрудников медицинской организации, выполнявших свои профессиональные обязанности. То есть дублируется такое же право, предусмотренное Гражданским кодексом РФ. Но это страхование никоим образом несвязано с вероятностью врачебной ошибки. Этот закон привёл только к тому, что все граждане РФ теперь имеют полис обязательного медицинского страхования. А при наличии законодательной базы, больной мог бы оформить страховку перед операцией от врачебной ошибки, и более спокойно идти на неё.

Необходимость возможности страхования врачебных ошибок, обсуждается в законодательном органе нашей страны не первый год, а точнее, с 2011 года. На данный момент, существует законопроект «Об обязательном страховании пациентов при оказании медицинской помощи». Правда, находится он в этом статусе с 2013 года, и произойдёт ли его превращение в полноценный федеральный закон — неизвестно. В нём досконально описываются все понятия, условия и порядок осуществления обязательного страхования граждан Российской Федерации при обращении за получением медицинских услуг. В зарубежных же странах страхование профессиональной ответственности доктора широко распространено.

Страхование медицинских организаций

Застраховаться от врачебной ошибки должен иметь право не только пациент, но и клиника, являющаяся работодателем медика. Страхование медицинских работников от врачебной ошибки позволило бы докторам спокойно работать и не находиться под страхом ответственности за возможную ошибку.

Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 931 предусматривает такое право. Принимая во внимание то, что понятия врачебная ошибка официально нет, каждая страховая компания при составлении договора указывает основания наступления страхового случая так, как сама считает нужным.

Чаще всего это формулируется, как невиновное причинение вреда пациенту. Этим самым страховщики сводят вероятность своих денежных затрат на выплату страховки к нулю, ведь в ходе разбирательства практически всегда находят своё подтверждение халатность, небрежность или недостаточность профессионализма медработника. То есть наличие вины налицо и выплаты страховки организация не получит, а значит вынуждена будет самостоятельно погашать все убытки пациенту.

Договор страхованияВ отличие от государственных учреждений, частные клиники (стоматологические, гинекологические или специализирующиеся на пластических операциях) довольно часто прибегают к услугам страхования от возможного причинения вреда, но формулировку о страховании врачебной ошибки в договорах встретить нельзя.

Для разных видов медицинского вмешательства устанавливается свой процент выплат страховой суммы, они зависят от рискованности проводимых манипуляций. Одно дело ошибочное удаление зуба стоматологом и совсем другая цена будет в случае постановки неправильного диагноза, и лечения от несуществующей болезни в онкологии, или в хирургии. Кроме этого фактора, стаж и профессиональный уровень конкретного доктора тоже имеет значение при определении процента выплат.

Другие способы страхования от ошибки

В распоряжении руководства и администрации учреждения здравоохранения есть и другие, дополнительные способы страховки от совершения её сотрудниками врачебной ошибки. Хотя они и имеют косвенное влияние, их неукоснительное соблюдение способно свести вероятность неблагоприятных последствий для пациента к минимуму.

Это относится к созданию полноценного, работающего на постоянной основе, внутреннего контроля качества оказываемых услуг. Поручается ведение такого контроля врачебной комиссии, порядок создания и функционирования которой предусмотрен локальными актами министерства здравоохранения.

Государственный ведомственный контроль

Контроль врачейКонтролирование работы организации здравоохранения и отдельных врачей, является обязанностью государственных вышестоящих органов управления как по внутриведомственной линии, так и вне ведомства. Уполномоченными органами, осуществляющими надзор за оказанием медицинской помощи являются Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и региональные органы исполнительной власти.

Основными методами контроля являются:

  1. Проведение выездных плановых и внеплановых проверок, которые могут затрагивать как ознакомление с документальными источниками, так и проведение необходимых экспертных действий с привлечением специалистов. Плановые проводятся не чаще раза в год, а внеплановые в случае поступления сигнала о нарушении прав пациентов, которое повлекло негативные последствия.
  2. Ознакомление с жалобами, поступающими от населения, и с результатами их рассмотрения.
  3. Оценка соблюдения организацией всех требований нормативных документов, включая техническое оснащение и соответствие штатных единиц.
  4. Экспертиза договорных обязательств по поставке фармакологических товаров и медицинских изделий.

В качестве примера можно привести работу Комитета здравоохранения города Санкт-Петербурга, который наделён правом контролировать деятельность всех подведомственных ему организаций. Основными задачами при осуществлении этой деятельности является своевременное обнаружение и пресечение фактов нарушения требований законодательства, разработка системы оценки качества оказываемых услуг.

Вневедомственный контроль

Страховые медицинская компанияЕго осуществляют органы, не входящие в министерство здравоохранения.

К ним относят:

  • страховые медицинские компании, путём оценки качества оказываемых услуг медучреждениями, своими экспертами;
  • территориальные фонды медицинского страхования, путём доведения до граждан оценки экспертных комиссий по работе лечебных учреждений;
  • лицензионно-аккредитационные комиссии, осуществляющие выдачу лицензий на право предоставления медицинских услуг, и формирование вневедомственных экспертных комиссий;
  • комитет по защите прав потребителей анализирует общественное мнение о качестве работы того или иного медицинского учреждения, помогает отстаивать интересы пациентов в судебных разбирательствах.

Медицинские ассоциации определённых профессий, регулярно проводят различные мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня, прохождение переаттестации специалистами.

Определение качества услуг

Понятие качества оказанных услуг в здравоохранении включает в себя три аспекта: своевременность оказания помощи, применение правильных, адекватных способов лечения и обследования, достижение положительного результата. Все три аспекта на практике с трудом поддаются оценке и различным измерениям. Медицина не является точной наукой и не всегда поддаётся цифровому измерению. Поручается эта нелёгкая работа экспертным организациям, работающим в сфере судебно-медицинской экспертизы.

На данный момент обе стороны отношений врач — пациент находятся в одинаково невыгодной ситуации. Принятие закона об обязательном страховании от врачебной ошибки в России позволит пациенту чувствовать себя спокойнее при необходимости лечебного процесса (он гарантированно получит компенсацию), и доктор будет внимательнее относиться к своим обязанностям, понимая, что руководство клиники не «погладит его по головке» за необходимость выплачивать денежную компенсацию больному.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о потребителях и защите прав потребителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector