При осуществлении любой покупки люди обращают внимание не только на ее характеристики качества, но и на срок гарантии, во время которого они могут произвести гарантийный ремонт, предусмотренный правами потребителя. Многим приходится сталкиваться с таким понятием, как замена товара по гарантии. На законодательном уровне потребительские права закрепляются законом «О защите прав потребителей». Именно здесь регулируются все правила приема товара несоответствующего качества.
В каких случаях можно добиться ремонта по гарантии
Приобретая технику, человек получает на руки гарантийный талон с указанным сроком, в который он может обратиться при обнаружении поломки или брака. Срок гарантии устанавливает производитель продукции. Если конкретный период не указан, он будет равняться двум годам.
Если приобретается сезонный товар, важно знать, что гарантия на такой вид продукции начинается не со дня покупки, а с начала сезона. Гарантия может быть установлена как полностью на всё изделие, так и на отдельные составляющие.
В каких случаях покупатель вправе сдать покупку на бесплатный ремонт по гарантии:- в период гарантии вещь пришла в негодность;
- возникновение поломки, неисправности произошло не по вине покупателя;
- на руках у покупателя есть все документы на покупку и гарантийный талон;
- не было попыток починить вещь самостоятельно.
В зависимости от времени, которое прошло после покупки, можно рассматривать различные варианты действий.Если вы пытались вскрывать товар сами, сорвана пломба, в таком случае в бесплатном ремонте по гарантии вам откажут.
- Если с момента покупки прошло не более 14 дней, то товар можно вернуть и потребовать возврат денег, даже если товар не содержит брак.
- Начиная с 15-го дня и на протяжении двух лет, покупатель вправе требовать замену товара или его ремонта по гарантии.
- По истечении срока гарантии вернуть средства за вещь будет возможно только, если удастся доказать, что проблема в работе возникла из-за ошибки производителей. Как правило, в этой ситуации доказать что-то можно только через суд.
Существует ряд вещей, которые возврату не подлежат. Их список установлен отдельными законодательными актами.
Как должен действовать потребитель
При возникновении брака или поломки покупателю необходимо прийти в магазин или гарантийный центр, который указан у вас в договоре и осуществляет обслуживание. Необязательно требовать ремонта покупки.
Есть несколько вариантов решения данной проблемы:- если после приобретения товара прошло не более 14 дней, его можно вернуть, но на практике такой вариант осуществляется намного реже, чем бесплатный ремонт;
- покупатель имеет право потребовать снижения стоимости;
- бесплатный гарантийный ремонт со стороны продавца или производителя.
Для осуществления ремонта по гарантии потребитель должен написать заявление, в котором указать все свои требования, описать конкретно, что не соответствует качеству в приобретенном товаре. Нелишним будет сделать фотографию поломки.
Заявление пишется в двух экземплярах. Один остается в магазине, а на втором должна быть проставлена отметка продавца о том, что им принята ваша письменная претензия. Независимо от того, согласен ли продавец с вашим заявлением, товар он обязан сразу принять.
По закону сотрудники магазина обязаны в день приема товара составить документ о поступлении вещи в ремонт.
Такой документ должен содержать следующие данные.- Ф.И.О. заявителя.
- Дата написания претензии.
- Описание приобретенного товара, следы его использования.
- Наличие либо отсутствие пломб (если они предусмотрены производителем).
- Описание претензий покупателя.
- Должность и Ф.И.О. лица, принявшего товар.
Если речь идет о ремонте по гарантии таких вещей как холодильник, телевизор, то покупатель вправе потребовать предоставить ему в пользование аналогичную модель на период ремонта.
Все транспортные расходы должен оплачивать продавец. Вы можете доставить товар в сервисный центр самостоятельно, но потребовать в дальнейшем от магазина возмещение транспортных расходов.
Как определить, подпадает ли неисправность под гарантийный ремонт
Сложнее всего для потребителей понять, возможен ли гарантийный ремонт по имеющейся поломке. В данной ситуации обязательно должна быть проведена специальная экспертиза. Чаще всего ее проводят в день приемки товара, либо в процессе ремонта, если возникли сложности.
При проведении экспертизы моментально сотрудником магазина составляется акт, по которому товар уходит в ремонт при обнаружении гарантийной поломки. Если факт неисправности по гарантии не будет установлен, товар возвращается обратно покупателю.
Если экспертизу назначают на другой день, товар необходимо обернуть в специальную упаковку, чтобы к нему не было доступа до момента проверки. На упаковке проставляется дата и время. Это необходимо осуществить для защиты интересов покупателя, чтобы третьи лица не смогли нанести ущерб до экспертизы.
Вскрыть упаковку имеют право только в присутствии заявителя. Этот пункт четко прописан в законе. Проведение экспертизы только в присутствии продавца подвергается сомнению. Заявитель должен быть в обязательном порядке уведомлен официально о дате и месте проведения. Пропускать экспертизу не в интересах покупателя.
Сроки ремонта
Положение в законе о защита прав потребителей говорит о том, что ремонтные работы при поломке должны быть выполнены за максимально короткое время. Сроки устранения могут быть установлены иные по соглашению сторон. Но они не должен превышать 45 дней.
Если в процессе ремонта выясняются обстоятельства, по которым ремонт товара на гарантии в установленный период времени невозможен, может быть заключено дополнительное соглашение о новом сроке.
Пока ваша покупка находится в ремонте, вы имеете право написать заявление, чтобы предоставили замененный товар.
Это не освобождает центр по сервисному ремонту от ответственности материального плана за срыв сроков. При подписании внимательно изучайте документы. Часто организация самовольно вписывает пункт, по которому они могут продлить срок из-за нехватки деталей. Такое действие незаконно, подписывать такое соглашение не рекомендуется.
Отказ продавца от выполнения бесплатного ремонта
Если вы столкнулись с ситуацией, когда продавец отказывается принимать товар на гарантийный ремонт, законом о правах потребителя предусматриваются следующие действия:
- претензию с отметкой магазина необходимо принести в отдел по защите прав потребителей;
- должен быть на руках акт о проведение работ, в котором указаны причины отказа в гарантийном ремонте. Если акт выдавать отказываются, значит, действия сервисного центра незаконны;
- оспорить отказ будет легко, если в акте не указана причина поломки;
- провести независимую экспертизу товара. Все расходы в случае правоты покупателя будут лежать на продавце.
Если не получилось решить вопрос мирным путем ни с сотрудниками магазина, ни с их руководством, можно обратиться в Роспотребнадзор, прокуратуру или суд.
Таким образом, потребитель должны получить при поломке товара по гарантии следующее возмещение:- бесплатное устранение проблемы или замена товара;
- увеличение срока гарантии на тот период, который был затрачен на ремонт;
- предоставление товара аналогичного свойства на период ремонта;
- замена товара, если починить испорченный не удалось.
На устранение неполадок закон даёт продавцу не более 45 суток.
Знать потребительский закон очень важно, чтобы уметь грамотно отстоять свои права.