5 действий при продаже плохого товара согласно закону Республики Беларусь о защите прав потребителей

Закон о защите прав потребителей РБ (Республики Беларусь) представляет собой главный нормативный акт, который затрагивает интересы граждан. Для защиты прав потребителей предусматривает большое количество механизмов, в том числе воздействия на продавца. Возврат товара, его обмен, ремонт и прочие подобные действия предполагают заботу о правах потребителя. Законодательство в РБ имеет не один акт, регулирующий вопросы защиты прав потребителей, однако, указанный выше закон является главным и выступает ориентиром при определении мероприятий по обеспечению интересов граждан, являющихся потребителями.

Общие положения

Закон о защите прав потребителей

Закон, регулирующий защиту прав потребителей, содержит в себе всего около сорока пяти статей и имеет структурированный вид. Рассматриваемый акт подробно описывает все понятия, которые потребуются для регулирования отношений, права и обязанности их участников, а также меры реализации и защиты прав потребителей. Именно закон предполагает, что продавца ждут негативные последствия в случае несоблюдения установленных правил.

Круг субъектов ограничен. Закон распространяется на потребителя, изготовителя, поставщика и продавца. Отношения должны подтверждаться соглашением о сделке.

Рассматриваемый акт очень большое внимание уделяет понятийному аппарату, который и открывает данный закон. При урегулировании отношений между покупателем и продавцом важно точно понимать, что подразумевается под тем или иным явлением.

Отсюда вытекает необходимость обозначить наиболее значимые понятия:

  1. Гарантийный срок. Это понятие важно для потребителя, поскольку речь идёт о том, в течение какого периода продукция должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к ней. Кроме того, в указанный срок потребитель без препятствий может вернуть товар в магазин или обменять его. Гарантию устанавливает либо производитель, либо продавец.
  2. Чек. Данный документ существенен, поскольку позволяет подтвердить совершение покупки.
  3. Документы, судейский молотокКачество товара. Данный критерий определяющий в рассматриваемых отношениях. Качество подразумевает наличие у продукции тех свойств, что позволят удовлетворить потребность потребителя при его использовании.
  4. Недостаток товара. Данное понятие связано с качеством продукции, поскольку предполагает несоответствие товара предъявляемым к нему требованиям, что делает его некачественным.
  5. Существенный недостаток. Такое несоответствие требованиям признаётся существенным, поскольку не может быть устранено, а если и может, то потребует несоразмерных расходов.
  6. Срок годности. Здесь важно обозначение того или иного периода времени, поскольку каждая продукция имеет свой период годности. Если товар больше не может использоваться, а его предлагают покупателю, то это прямое нарушение его интересов.
  7. Срок хранения. Понятие такого характера перекликается с предыдущим. Оно предполагает период, когда товар может сохранять свои свойства, если соблюсти все условия его хранения, что немаловажно при доказывании вины в порче продукции либо покупателя, либо продавца.

Данный перечень не исчерпывающий, но основной, поскольку именно подобные категории чаще всего необходимо использовать, чтобы разрешить спор потребителя и продавца.

Флаг РФ, книгиОтдельно следует сказать о тех документах, что содержат в себе нормативы и требования, предъявляемые к товару. Их не устанавливает сам продавец или производитель. Данные документы носят характер технической документации, а также санитарные гигиенические нормативы и правила. Всё это утверждается и признаётся как обязательно действующие документы нормативного характера. Именно им и должен соответствовать товар, предлагаемый потребителю.

Говоря о правовом регулировании рассматриваемой сферы отношений, следует отметить, что основные акты — это гражданский кодекс Беларуси и закон Республики Беларусь о защите прав потребителей. Иные акты не могут приниматься для регулирования данной сферы, а если подобные отношения косвенно затрагиваются в решениях уполномоченных органов, то они не должны противоречить указанным нормам. Регулирование может осуществляться и посредством международных договоров, которые имеют преимущество даже перед указанными выше актами.

Возможности потребителей

Главным объектом регулирования и обеспечения рассматриваемого законодательного акта выступает право каждого лица, которое является потребителем. Учитываются, прежде всего, интересы данных субъектов. Смысл закона в том, что он максимально подробно отражает все возможности, которые предоставлены каждому потребителю, меры их реализации, а также последствия, которые могут наступить для продавца, если предписания не будут выполнены.

Обеспечиваются права всеми субъектами данных отношений начиная с продавцов и производителей товара и заканчивая государственными структурами.

Исследуя рассматриваемый закон, можно найти полный перечень тех прав, что он предлагает потребителям, с подробным их разъяснением:

  1. Просвещение в сфере рассматриваемых отношений. Потребитель обязательно должен иметь доступ к информации, касающейся регулирования подобных отношений. Все изменения и дополнения к закону, принимаемые решения должны придаваться гласности.
  2. Закон о защите прав потребителяПолучение достоверной информации о товаре или услуге. К таким сведениям относят обязательно наименование продукции, её характеристики, виды и особенности. Обязательно следует указывать цену, годность, рекомендации. Нормативные документы, определяющие уровень качества и сведения об изготовителях.
  3. Свобода выбора необходимого товара. Влиять на решения покупателя нельзя, он сам решает, где и когда купить товар. Более того, содействовать потребителю это прямая обязанность продавца.
  4. Приобретение только качественного товара. Качество продукции — это её соответствие всем нормам. Соответственно, покупатель имеет право не просто требовать хороший товар, но и проводить проверки и экспертизы с целью установления пригодности продукции.
  5. Получение возмещений и компенсаций. В случае если после приобретения некачественной продукции покупателю был причинён материальный вред, продавец или изготовитель обязан выплатить ему и материальную, и моральную компенсацию.
  6. Защита своих прав. Речь идёт о свободном обращении в госорганы и в судебную инстанцию в целях защиты нарушенных прав. Допускается также общественный характер защиты путём обращения в различные объединения и организации или за счёт самостоятельного создания общественных объединений.

Представленный перечень не является исчерпывающий. Круг возможностей потребителя может быть существенно расширен, и независимо от вида прав, государство обязано осуществлять защиту и гарантировать их обеспечение.

Закон о защите прав потребителей, лупа, весы, ручка-перо

Если потребитель имеет широкий круг возможностей, то продавец больше обременён обязанностями, которые также способствуют обеспечению представленных выше прав. Продавец обязан предоставлять только безопасный товар, следить за его качеством. Кроме того, невозможна реализация продукции, у которой нет установленных сроков годности, хранения и гарантии, что является обязанностью производителей. Немаловажна обязанность изготовителя, который должен создать все условия для полноценного и безопасного использования приобретаемого товара.

Реализация прав

Существуют ситуации, когда потребитель вынужден обратиться к рассматриваемому акту и защитить свои права. Основной из них выступает продажа ему товара ненадлежащего качества. Выходы из такой ситуации будут различны, всё будет зависеть от того, насколько товар испорчен, кто в этом виноват, когда произошёл возврат и по каким причинам. Всё это устанавливается в ходе разбирательства между покупателем и продавцом.

Разрешение конфликта в первую очередь проходит в форме претензионного порядка. Сразу обращаться в суд не имеет смысла.

Как только покупатель обнаружил недостаток в ранее приобретённом товаре, он имеет возможность вернуть такую продукцию и выдвинуть продавцу определённое требование.

Закон предполагает действия при продаже плохого товара, причём срок обнаружения недостатков роли играть не будет:

  1. Закон о защите прав потребителейЗамена. Покупатель свободно может потребовать взамен плохого товара хороший, но только если магазин располагает такой возможностью, так как предоставить аналогичную продукцию возможность не имеется в виду её отсутствия.
  2. Снижение цены. В зависимости от характера недостатков продавец по требованию покупателя должен будет снизить цену продукции. Однако в этом случае некачественный товар останется у потребителя.
  3. Устранение недостатков. Продавец должен произвести необходимые мероприятия в максимально короткие сроки и за свои средства.
  4. Возмещение. Если покупатель сам отремонтировал некачественный товар, то предъявив доказательства этому он может потребовать с продавца возмещения всех понесённых расходов.
  5. Возврат денег за покупку. Лицу должна возвращаться та сумма, что была уплачена изначально, независимо от того, что товар испорчен. В некоторых ситуациях подобная мера допускается, только если нет возможности исправить или возместить недостатки товара.

Существует перечень товаров, которые признаются сложными. С такой продукцией можно только произвести замену или же снизить цену, но при условии, что недостатки будут признаваться существенными, то есть их устранение либо вообще невозможно, либо потребует несоразмерных затрат.

Отдельное место в рассматриваемом законе занимают сроки. Они касаются как покупателя, так и продавца. Потребитель должен соблюдать рамки гарантийного срока или иного периода, установленного для конкретного товара. После истечения гарантии возможности исправить ситуацию не будет. Что же касается продавца, то он должен исполнить требование незамедлительно. Однако если для этого нет возможностей, то максимальный допустимый период времени определяется в семь дней.

Закон о защите прав потребителей, покупательская корзина

Нарушение сроков со стороны продавца влечёт за собой применения штрафных санкций в виде неустойки. Она составляет 1% от стоимости продукции за один день просрочки.

По закону отказать лицу в его требовании продавец не может. Однако существуют различные меры проверки тех сведений, что предоставляются покупателем. Если товар повреждён, то важно определить, кто в этом виноват. Нередко повреждения наносят сами покупатели, за что продавец отвечать не должен. Для установления истины проводятся проверки внутри организации, а также независимые экспертизы с привлечением специалистов.

Меры ответственности

Интересы потребителей очень тщательно охраняются и защищают законодателем.

Это проявляется:

  • в точной регламентации их возможностей;
  • в праве выставлять требования продавцу без риска получить отказ;
  • в применении в отношении продавцов и изготовителей товаров, которые нарушают положения закона, мер воздействия.

В данном случае действует гражданско-правовой вид ответственности.

Рассматриваемые меры не освобождает продавцов от уплаты неустоек, если таковые назначались, а также от исполнения изначального требования потребителя.

В случае рассматриваемых отношений устанавливаются определённые обстоятельства, которые будут разграничивать характер применяемых мер.

Определяют следующие варианты:

  1. Закон о защите прав потребителейМеры воздействия в случае предоставления ненадлежащих сведений о продукции. Подобная мера будет применяться в виде возмещения ущерба, когда покупатель не имел возможности по вине продавца получить информацию о товаре. Это расценивается как уклонение от сделки, что со стороны продавца не допускается. Если же сделка была заключена, но сведения о продукции оказались ложными, то потребитель также может потребовать возврата средств, но с передачей товара обратно в магазин.
  2. Ответственность за наличие у товара недостатков. Здесь также действует возмещение вреда, который был причинён жизни, здоровью или имуществу покупателя. Важно учитывать сроки годности или службы, только нанесённый в это время вред будет возмещаться. Соответственно, причина вреда — это только недостатки в товаре. Покупатель в такой ситуации может потребовать возмещения либо с продавца, либо с самого изготовителя.
  3. Компенсация за причинение морального вреда. Данная мера может применяться совместно с предыдущими вариантами и никак от них не зависит. Размер компенсация определяет только суд с учётом степени физических или моральных страданий, которые повлекло нарушение прав потребителя.
  4. Признание договора недействительным. Допускается в судебном процессе признать, что сделка не имеет силы, поскольку её условия нарушают права потребителей. В этом случае именно продавец будет нести негативные последствия.

Продавец или изготовитель может быть освобождён от санкций. Для этого необходимо доказать, что недостатки товара или нарушений условий сделки возникли по вине самого потребителя.

В связи с тем, что сделки могут подразумевать не только продажу продукции, но и оказание услуг, рассматриваемый закон уделяет внимание и этому. Возможности получателя услуги, условия её оказания, а также ответственность за нарушение будут иметь те же принципы, что и при продаже товаров. Единственное отличие — это последствия. Исполнителю в данном случае может быть назначен новый срок для работы или его могут заменить иным лицом.

Однако возврат денег и снижение цены также действуют. Кроме того, допускается полное прекращение отношений и расторжение соглашения. Если права заказчика были нарушены, то ему также причитается возмещение убытков и компенсация за причинённый моральный вред.

Таким образом, закон, регулирующий отношения потребителя и продавца в Республике Беларусь, представляет собой структурированный акт, устанавливающий возможности покупателя и меры по их защите. Кроме того, законодатель прямо указывает на наступление негативных последствий, которые коснутся той стороны, которая нарушила положения рассматриваемого закона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о потребителях и защите прав потребителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector