О чем говорит статья 15 закона о защите прав потребителей

Федеральное законодательство (ФЗ) РФ, в частности, ст. 15 Закона о защите прав потребителей, дает право потребителю получить возмещение (помимо реального материального ущерба), его нематериальных благ, возникших вследствие виновных действий изготовителя.

ФЗ РФ возлагает обязанность доказательства отсутствия вины на изготовителя.

Возникновение права и причины его защиты

Закон о защите прав потребителей

Неимущественные права и блага (страдания: физические, нравственные) часто приводят к реальным материальным затратам, которые выражаются в потерянном времени, непредвиденных финансовых тратах, ущербе здоровью.

Нервы и личное мнение потребителя о том, какой ему нанесен моральный вред, могут не соответствовать действительности, а его поведение может привести к последствиям не сразу. Конфликт может проявиться позже и даже не всегда через месяц -другой.

Любой конфликт, особенно когда изготовитель не оправдал законные надежды потребителя, это всегда потерянное время, непредвиденные действия и нервы. Первое и второе – это, несомненно, реально, а последнее – болезненно. Всё всегда материализуется.

Мечтать о том, что мысль и действие не материально – удел философов, в реальной жизни все имеет объективное воплощение. Когда вина изготовителя несёт в себе очевидный вред правам потребителя, его всегда можно оценить в материальном выражении.

Право на определение размера нанесённого потребителю вреда – прерогатива суда, но потребитель вправе сослаться на обстоятельства, которые вызвали неправомерное и виновное поведение изготовителя (не только факт брака товара или низкого его качества, но и то, что привело к недопустимым последствиям).

  1. Не уделил должного внимания больным родителям.
  2. Не забрал ребенка из детского садика.
  3. Допустил просрочку по платежам за квартиру.
  4. Невозможно было выполнить работу.
  5. Оплатить проценты по кредиту.

Как следствие, человек был вынужден не исполнить свои обязательства, услышать нелицеприятные слова. Расстроился, получил массу отрицательных эмоций и реальный материальный ущерб.

Любое из этих и подобных обстоятельств может быть следствием действий изготовителя:
  • негативным поведением в ходе добровольного порядка защиты интересов потребителя;
  • противодействием в ходе судебного разбирательства.

В любом случае, если право было нарушено, оно всегда вызывает нарушение другого права, изменение логики естественного движения обязательств и порядка вещей.

Вина изготовителя (продавца, исполнителя)

Закон Российской Федерации О защите прав потребителейФедеральный закон возлагает обязанность доказательства отсутствия вины на изготовителя, допуская возможность выявить реального причинителя вреда. ФЗ допускает, что изготовитель может представить обоснованные доказательства нарушения прав потребителя третьим лицом и доказать его вину.

Однако если добровольный порядок разрешения спора не имел успеха, если возникшая проблема лежала в обнаруженных после приобретения недостатках товара или в реальном браке, то вовсе иное положение дел образуется, когда изготовитель предпринимает неправомерные меры по защите собственных интересов.

Потребитель, с точки зрения которого был нанесен моральный вред, может принять во внимание поведение изготовителя в ходе добровольного разрешения спора и его действия в судебном процессе. Вполне возможно, что именно это даст объективное основание для определения вины лица, которое в статье 15 указано «причинителем вреда», содействуя оценке объема и объективности требований потребителя.

Время и действия потребителя

ФЗ защищает права потребителя, однако предоставляет равные условия сторонам в конфликте. Если изготовитель должен доказать отсутствие своей вины, вину третьего лица или форс-мажор, то потребитель обязан доказать факт и суть понесенных им физических и нравственных страданий.

По общему правилу, судебная практика не приемлет больших компенсаций в части неимущественного вреда, равно как не принимает в серьезный расчет многие последствия.

Защита прав потребителейТак, суды обычно не учитывают потерь, связанных со следующим:

  • трата личного времени;
  • уход с работы;
  • вынужденное неисполнение обязательств и др.

Между тем, то, что не сложилось при защите одного права, может привести к успеху в защите другого. Если авиадиспетчер купил лекарство или продукт питания, которое покупал обычно и у одного и того же продавца, а в этот момент времени что-то пошло не так, стало плохо, никто из коллег не смог прийти на помощи и движение авиатранспорта нарушилось.

Здесь о моральном вреде заявит не только пошатнувшееся здоровье авиадиспетчера, но и сотня-другая пассажиров начнет требовать восстановления нарушенных прав.

Имеется характерная особенность: оценивая вред в той или иной форме, потребитель рассчитывает не только на свое понимание ситуации и адекватную оценку суда (статья 15), но и на окружающее общественное мнение, которое считает критерием правильности его поведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о потребителях и защите прав потребителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector