Ст. 9 закона о защите прав потребителей определяет, какую информацию об изготовителе необходимо знать. То есть, как и другие статьи данного закона, она разъясняет аспекты отношений между продавцом и потребителем, что особенно важно в условиях рыночных отношений. Главными положениями рассматриваемой статьи являются вопросы того, кто такой изготовитель и какая деятельность им может осуществляться, о чём соответственно, должен быть оповещён потребитель.
Кто такой изготовитель
Согласно статье 9 рассматриваемого закона, с помощью этой нормы будут регулироваться отношения между изготовителем и потребителем, а именно в той части, что касается донесения информации об изготовителе до покупателя. Изготовителем согласно рассматриваемому нормативному акту признаётся какая-либо организация, которая главной своей целью определяет осуществление такой деятельности, которая приносит прибыль и направлена на производство разного рода товаров. Они в итоге должны быть реализованы, то есть, проданы потребителю.
Подобную деятельность могут осуществлять как юридические лица, так и физические лица, но только в статусе индивидуального предпринимателя.
На плечи изготовителя также ложатся некоторые обязанности, помимо того, что они должны предлагать качественный и пригодный к использованию товар.
Изготовитель должен также сообщать покупателю некоторую информацию о себе:- полное наименование организации;
- точный адрес;
- режим работы.
Подобные сведения должны быть доступны, то есть располагаться на вывеске организации. Это обязательное условие заключения публичного договора, а именно таким и является любое соглашение, которое предприниматель заключает с потребителем.
Отличие подобных отношений в том, что изготовитель не имеет права выбора. То есть если покупатель решит заключить с ним договор, то отказать ему в этом нельзя. Такое проявление и имеет публичный договор. При этом потребитель, напротив, может отказаться, если решит, что условия, а именно цены и качество товара, его не устраивают. Независимо от того заключена или не заключена сделка, обязанности изготовителя сохраняются и их исполнение необходимо.
Относительно сведений об организации также следует придерживаться некоторых правил. Во-первых, название организации. Оно должно содержать в себе и само индивидуальное наименование, придуманное предпринимателем, и форму, в которой такая организация существует. Во-вторых, вся информация представляется независимо от того, где находится организация, какие форма услуг и вид деятельность ею оказываются. И, в-третьих, когда речь идёт об индивидуальном предпринимателе, то обязательно надо представлять сведения и о факте регистрации.
Информация о видах деятельности
Законодатель также предусматривает такое понятие, как лицензирование. Это процедура получения разрешения на конкретно-определённые виды услуг и формы деятельности. То есть в зависимости от того, какие товары изготовитель производит и продаёт, будет определяться необходимость получения такого специального разрешения, без которого какая-либо дальнейшая деятельность будет невозможна.
Говоря об информации, которую изготовитель должен представлять потребителю, следует отметить, что туда будут входить сведения о самих видах деятельность, а также о допустимости и возможности их осуществления. Решает вопрос относительно перечня видов деятельности, которые должны быть лицензированы, Правительство РФ.
Кроме того, оно определяет следующие моменты:- Как осуществляется лицензирование, что необходимо представить и какие процедуры пройти, чтобы доказать допустимость выбранной деятельности.
- Когда необходимо лицензирование, что за формы будут входить в нужный перечень.
При этом нужно понимать, что существуют акты, выносимые и иными органами власти, а именно теми, что относятся к субъектам РФ или даже муниципальным образованиям.
Статья 9 закона о защите прав потребителей в части второй как раз говорит о том, что если организация выбирает такой вид деятельности, который согласно постановлению Правительства РФ должен подлежать лицензированию, то его необходимо проводить. При этом все сведения о полученном разрешении должны быть также доступны и потребителю. Он в любой момент должен иметь возможность, убедиться в законности реализации товаров или оказания услуг.
Когда речь идёт о представление информации о лицензии и прочих документов, необходимых при ведении подобного бизнеса, то важно отмечать и то, какой статус имеет покупатель, чтобы получать данные сведения. По факту он должен иметь право требовать информацию, а будет такая возможность, только если он выступает потребителем, о чём говорит и закон, и комментарий к нему. Однако статус потребителя, в принципе, предполагает возможность получать информацию, а значит, по факту никаких ограничений здесь нет.
Трудности при предоставлении информации
Нередко, когда потребитель начинает требовать предоставления ему какой-либо информации, в том числе о наличии разрешения на деятельность или о качестве товара, то продавец отказывается, ссылаясь на некоторые аспекты, которые, по его мнению, могут выступать причиной неисполнения обязанностей. Однако закон о защите прав потребителей не допускает возможности сокрытия сведений, имеющих значение при заключении публичного договора.
Обязательное размещение информации вызывает трудности в первую очередь потому, что в некоторых ситуациях используются временные точки и помещения, например, ярмарки, специальные лотки и так далее.
Здесь необходимо обращать внимание на различные виды деятельности, которые могут не отличаться от постоянной работы:- непосредственная торговля;
- бытовые услуги временного характера;
- иные варианты обслуживания потребителей, связанного с временным размещением.
То есть независимо от того, где и как осуществляется деятельность, если она в целом не нарушает закона, о ней должна представляться вся необходимая информация. Для этого должны создаваться уголки потребителя, но размещение их также не всегда возможно, что влечёт прямое нарушение рассматриваемого закона.
Таким образом, статья 9 закона о защите прав потребителя говорит о том, что, несмотря на специфику какой-либо деятельности, её особенности и условия проведения, всегда важно представлять необходимую информацию. Сведения должны включать в себя как наименование и адрес, чтобы потребитель мог иметь представление о том, где расположена организация и в чём смысл её работы, так и информацию о качестве товара и наличии разрешения на реализацию продукции или оказание услуг.