Долги нужно отдавать. Если этого не сделать, к вам могут прийти коллекторы. Иногда они заходят слишком далеко. Куда жаловаться на коллекторов в таком случае? Возможность получить в банке необходимый объём средств для той или иной важной покупки, конечно, расширяет наши возможности.
Но за время проведения расчётов может многое произойти:- наступит экономический кризис;
- не удастся сохранить свой уровень доходов;
- может заболеть близкий человек и все имеющиеся деньги потребуются на его лечение.
Как правильно организовать отношения с теми, кто получает долги для банка-кредитора? К сожалению, не всегда в жизни всё происходит согласно планам человека. И список проблем не является исчерпывающим. Что произойдёт с возвращением кредита? Возникнут просрочки выплаты, и может не хватить денег на его отдачу. Конечно, банк не захочет терпеть убытки и постарается принять соответствующие меры. В некоторых случаях можно будет договориться о реструктуризации или смягчении условий договора. Если это не поможет, будут начислены штрафы и ужесточены условия договора.
Кто такие коллекторы
Предположим, у заёмщика вообще нет возможности рассчитаться, что будет дальше? Тогда на сцене могут появиться коллекторы, которые профессионально занимаются получением проблемных долгов. Кто это такие и как они действуют? Существуют законодательные нормы, которые регламентируют их деятельность. Такие фирмы иногда утверждают, что они — национальная служба по взысканию долгов. Это не беспредельщики и крайние меры по отношению к должникам запрещены законом. Однако они могут сделать жизнь должника достаточно трудной. Конечно, с одной стороны, долги надо отдавать. Когда кредит получен, за него надо честно рассчитаться. С другой стороны, это не значит, что профессиональных коллекторов банки могут использовать тогда, когда и как им заблагорассудится.
Справедливость банковских претензий не означает, что коллекторы имеют право преступать требования закона.
Если появились коллекторы
Когда в жизни заёмщика появляются коллекторы, это не значит, что их появление, их действия нужно воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Нужно убедиться, что они своими действиями не нарушают существующие правила.
Итак, нужно понимать, что при всей своей эффектности коллекторы — это те, кого нанял банк. Их активность, иногда чрезмерная, обусловливается тем, что их зарплата зависит от результата деятельности, то есть суммы возвращённых с их помощью долгов.
Поэтому первый вопрос, который должен возникнуть при их визите (перед тем, как нажаловаться на них) — это вопрос о фактической стороне этой ситуации:- Действительно ли существует долг и какой именно.
- Или они пытаются получить долг с родственника или знакомого должника посредством угроз или насилия.
- Может быть, коллекторы нанесли визит поручителю. А тот, за кого он поручился, не хочет возвращать заём.
- реструктуризация долга;
- отсрочка выплаты денег;
- перекредитование;
- другие варианты.
Если есть наиболее устраивающий заёмщика вариант, необходимо будет договориться с банком и подписать соответствующее соглашение. Тогда нужда в коллекторах отпадёт.
Сложные ситуации
Здесь перечислены основные проблемы, которые могут возникнуть в данной сфере.
Во всех указанных случаях нужно помнить и выполнять несколько простых правил:- Даже если коллекторы ведут себя грубо, не надо отвечать им тем же. Тогда у заёмщика проблем будет меньше, чем в противном случае.
- Каждый контакт, каждый разговор, каждую встречу, по возможности, нужно записывать. Это пригодится в том случае, если будет подана жалоба и потребуются доказательства.
- Нужно уведомить банк, что заёмщик против разглашения его личных данных (например, адрес проживания был передан в коллекторскую фирму).
Это может несколько ограничить свободу действий получателей долгов.
При осуществлении своей деятельности по получению задолженности, коллекторы могут нарушать закон различными способами.
Пытаются зайти в вашу квартиру
В этом случае надо помнить, что права заходить без разрешения у них нет. Они могут это сделать только с разрешения заёмщика. У коллекторов не имеется предусмотренных законом прав, как, например, у судебного исполнителя. Практически, это обычные граждане, выполняющие работу по получению долгов. Закон коллекторскую профессию, к сожалению, регулирует недостаточно подробно.
Телефонные разговоры
Речь идёт не только о разговорах с должником, но и звонках к родственникам, знакомым и на работу. Рекомендуется записывать каждый такой разговор. Это будет аргументом, когда вы жалуетесь.
Общение с посторонним
Коллекторское агентство может попытаться давить на человека, который на самом деле не должен банку, чтобы он из своего кармана рассчитался за должника. Такое поведение попахивает вымогательством и в данном случае есть смысл предъявить претензию. В некоторых случаях может произойти обращение просто к постороннему человеку из-за ошибок в банковской базе данных. Наилучший вариант в таком случае состоит в том, чтобы связаться с банком и прояснить существование ошибки.
Обращение к поручителю
Если должник отказался платить, но есть официальный поручитель, который был указан в кредитном договоре, то по поводу возвращения займа коллекторы могут обратиться к нему. В этой ситуации нужно сначала проверить факты. Для этого придётся связаться с самим должником и убедиться в его отказе от выплат. Если обстоятельства обстоят именно таким образом, то долг должен будет возвращать поручитель. На будущее остаётся небольшой шанс получить с должника себе компенсацию через суд. В этой ситуации на действия коллекторов жаловаться смысла не имеется.
Насилие
Если имеют место акты угроз и насилия, жалоба на действия этих людей может быть отправлена в полицию. Будет полезным произвести запись соответствующих разговоров, которые содержали угрозы. Если было совершено нарушение закона, то сотрудники коллекторской фирмы будут нести ответственность в соответствии с законодательством. Полиция — это одна из инстанций, контролирующих такие нарушения.
Подача жалобы
Выше были описаны возможные ситуации. Теперь о том, что именно нужно делать для обжалования действий таких людей.
Начинать надо со следующих действий:- Прежде всего, нужно выяснить для себя фактическую ситуацию с рассматриваемым долгом. Что произошло? Какие перспективы на дальнейшее? Не произошло ли ошибки со стороны банка?
- Все разговоры и встречи с коллекторами желательно вести под запись. При контакте с ними нужно требовать удостоверение и записывать название фирмы, в которой они работают.
После этого необходимо выяснить вопрос с банком, насколько это возможно. Предположим, всё это было сделано, но коллекторы явно позволяют себе лишнее. В таком случае нужно будет написать с жалобу.
Куда же нужно жаловаться на коллекторов?- Прежде всего, можно пожаловаться в саму коллекторскую фирму. В некоторых случаях это помогает.
- В случае применения угроз и насилия, жалоба на коллекторов может быть подана в полицию или прокуратуру (или в ФССП). В прокуратуру на коллекторов можно пожаловаться и тогда, когда все остальные попытки результатов не дали.
- В Федеральной службе судебных приставов производится принятие таких заявлений.
- Возможно оспорить передачу ваших персональных данных коллекторской фирме. Контролем таких операций занимается Роскомнадзор.
- Если написать жалобу в Центробанк, то он может рассмотреть и проверить действия того банка, который является вашим кредитором.
- Общество по защите прав потребителей имеет право контролировать качество предоставляемых вам кредитных услуг. Также может помочь жалоба в Роспотребнадзор.
- Существуют профессиональные союзы коллекторов (коллекторские ассоциации), в которые можно пожаловаться на коллекторов (в НАПКА, например).
Заявление
Что должны содержать жалобы на коллекторов в прокуратуру?
Образец такого документа состоит из нескольких частей:- Должны быть указаны данные сотрудников коллекторской фирмы, на которых подаётся жалоба.
- Необходимо подробно перечислить ситуации, которые являются предметом этого документа.
- Завершает документ обращение с просьбой проверить работу данной коллекторской фирмы.
Форма документа может различаться, но общая структура должна быть примерно такой, как указана выше. Остаётся заметить, что обращение в прокуратуру может помочь в том случае, когда жалобы, подаваемые на коллекторов в другие инстанции результатов не принесли. Эта инстанция займётся проверкой деятельности данной фирмы.