Своевременная жалоба на жестокого учителя поможет защитить ребёнка от нарушения его прав. Профессиональной задачей учителей является преподавание знаний, но не любой ценой, а с соблюдением прав ребёнка.
В стенах школы педагог обладает большой властью и влиянием, в т.ч., на директора, который заинтересован в сохранении сотрудника, способного вести образовательную дисциплину. Но ребёнок не обязан быть заложником обстоятельств: если педагог прямо или косвенно угрожает, что будет мстить за обращение и занижать оценки, то нужно менять педагога, в крайнем случае — переводить ребёнка к нормальным учителям.
Угроза правам ребёнка
Ребёнок обладает правом на получение образование, личную неприкосновенность, безопасность, защиту чести и достоинства и другие гарантированные законом блага.
Отсюда нарушения, допускаемые учителями, по нарастанию степени тяжести могут относиться к следующим случаям:- Занижение оценок.
- Организация травли, бойкота, морального давления.
- Прямое оскорбление ребёнка.
- Насилие.
Примером нарушения прав ребёнка может выступать такое обращение, когда учитель формально не использует бранных слов, но фактически унижает его: «копаешься», «не умничай», «где тебя носило». Следует различать педагогическую строгость, когда учитель очень внимательно отслеживает ошибки в учёбе и нарушения в поведении, указывая на них, и непрофессиональную грубость, когда педагог переключается на личность ребёнка. Следует отметить, что работа с детьми очень тяжела (недаром педагоги получают досрочную пенсию), но это не может служить оправданием срывам и грубостям в адрес ребёнка. Если личность ребёнка деформирована и не позволяет выполнять требования школьной дисциплины, он может быть переведён в коррекционную школу. Если же поведение ребёнка естественно для его возраста, то учитель вправе обращаться к родителям за любым воспитательным содействием, но никогда не вправе переходить черту и унижать, а тем более — бить ребёнка. Особая ответственность ложится на учителя начальных классов, поскольку чем младше ребёнок, тем восприимчивее его психика к агрессии и тем тяжелее психологические травмы.
Признаками насилия являются ссадины и гематомы в местах, где они не могли образоваться при падении. Синяки могли быть получены просто от неудачного падения на уроке физкультуры, но могли появиться и в результате побоев, о которых ребёнок умолчит, если его запугали.
Вопросы в компетенции образовательных органов
Если родители ещё не общались с директором по поводу действий педагога, то подать жалобу на учителя для начала можно в устной форме, просто рассказав директору о проблеме. Умный руководитель оценит дипломатичность и, вполне возможно, найдёт способ так воздействовать на педагога, чтобы тот даже не догадался, что стало причиной внимания со стороны директора.
Если устная просьба не возымела действия на директора, то стоит написать жалобу на учителя, чтобы призвать руководителя школы к исполнению своих прямых должностных обязанностей: обеспечению порядка и защите прав школьников.
Как промежуточный вариант, можно просто попросить у директора образец жалобы на учителя. Если он увидит, что родители настроены серьёзно, но дают ему возможность сохранить лицо и решить проблему без посторонних, такая тактика может принести успех, и директор всё-таки займётся проблемой и решит её. Если же понимания не достигнуто, следует перейти к письменному общению, которое начинается с уровня администрации школы.
Вопрос, как правильно написать жалобу, требует разъяснений по следующим составляющим: адресат, правильное описание и соразмерное требование в зависимости от характера и степени нарушения. Полное название образовательного учреждения может состоять из нескольких слов, обычно сжимаемых в аббревиатуру. Не является критичным пропуск нескольких слов в названии: «муниципальное», «бюджетное» и т. п., но очень важно без ошибок написать фамилию и имя получателя, т. к. ошибка и опечатка резко снижают впечатление от обращающегося.
Начинать описательную часть лучше со слов: «уважемемый» («уважаемая»), имени и отчества директора. При оформлении описательной части жалобы следует учитывать композиционные моменты — как составить документ последовательно. Для жалобы на учителя образцом может послужить любое обращение в государственный орган или к должностному лицу, где указывается адресат, дата или период нарушений прав ребёнка, что именно было совершено и по вине какого педагога. В просительной части указывается общая просьба о нормализации атмосферы в классе, конкретная – о воздействии на учителя либо иная в зависимости от обстоятельств, послуживших причиной жалобы.
Таким образом, в описательной части обязательно должно быть:- указание на нарушение;
- время его совершения;
- ответственное лицо.
Если не помогла жалоба директору школы (гимназии) на следующем этапе можно пожаловаться его руководителю — в управление образования района (города).
Районный отдел (управление) образование является отделом администрации района, поэтому заявление можно писать на имя главы района (оно будет переадресовано, «отписано» в профильный отдел либо заместителю главы по социальным вопросом.
В следующую инстанцию — департамент образования (в министерство образования) области можно подавать обращение, если жалоба, поданная ранее в районное управление, не возымела действия. Равным образом и региональное управление образования подчиняется не только федеральному министерству образования, но и губернатору.
С учётом «промежуточной» ступени последовательность инстанций для подачи жалобы будет такой:- администрация школы (директор);
- отдел (управление) образования района (города);
- глава района (города, управы);
- областное управление (департамент, министерство) образования;
- губернатор.
Особенности и советы по обжалованию
Письменная жалоба на учителя это основание для серьёзной проверки. Если написать жалобу напрямую в областной департамент образования, минуя все нижестоящие ступени, велик риск того, что её просто переадресуют подчинённой инстанции, которая уже будет настроена против заявителя потому, что он прыгнул «через её голову».
Неписаные бюрократические правила требуют соблюдения принципа субординации: нельзя обращаться к старшему чиновнику, если вы ещё не обращались к младшему.
Из инстанций, куда написать жалобу, нежно обязательно упомянуть и уполномоченного по правам ребёнка — российского и региональных. Региональный уполномоченный по правам ребёнка может подсказать, как написать жалобу в инстанцию, которая обладает более широкими полномочиями, чем у него.
Чтобы письмо не породило впечатления об отправителя, как о конфликтном человеке, который жалуется на всех и вся, нужно описывать проблему максимально конкретно с указанием непосредственно виновного сотрудника школы.
Итак, письмо потеряет в убедительности, если будет:- слишком длинным;
- неопределённым;
- агрессивным;
- поданым без соблюдения очерёдности.
Если преподаватель не является штатным сотрудником, а работает в спортивной (художественной) школе, используя среднюю школу как базу для проведения занятий, на него можно воздействовать уже через двух директоров: того, в чьей школе он использует помещения для работы, и того, чьим подчинённым он является согласно приказу и трудовой книжке.
Если проблема не сверхсрочная, то составлять жалобу можно в течение двух-трёх дней, чтобы сформулировать мысли предельно чётко и корректно, а оформить — максимально грамотно (в образовательном ведомстве это особенно важно).
Распечатывать жалобу лучше в двух экземплярах, один из которых сдаётся в канцелярию либо в приёмную компетентного ведомства, а на втором – остающемся у заявителя – регистратор обращения поставит штамп о приёме.
Срок ответа по заявлению гражданина в государственный орган – тридцать дней. Его нарушение даёт основания для обращения в прокуратуру с просьбой о мерах прокурорского реагирования в отношении неисполнительного чиновника.
Составить коллективное заявление директору школы можно хотя бы от родителей троих детей. Такой документ оформляется немного иначе, хотя особого отличия от образца, описанного в предыдущем пункте, нет. В коллективной жалобе на учителя нужно все писать от имени коллектива, а не от конкретного лица. Также в конце обращения должны быть указаны данные всех родителей, которые составляли письмо.