Законодатель в ст.23 закона о защите прав потребителей установил достаточно высокие штрафные санкции за нарушения. Неприятная ситуация с негодной покупкой должна быть проблемой не покупателя, а продавца. Если продавец имел неосторожность отказать покупателю в законных требованиях, его ожидают большие выплаты в пользу покупателя по суду. Судебная практика стабильно складывается в пользу потребителя.
Что гласит закон
Продажа бракованного товара обязывает продавца по выбору покупателя уменьшить цену, принять у покупателя негодный товар и вернуть плату либо взять вещь в ремонт, а на период ремонта предоставить в пользование аналогичный товар.
Сроки, установленные в законе, достаточно сжаты:- срок ремонта товара не может превышать 45 дней;
- максимальный срок замены товара – 30 дней;
- срок выплаты при уменьшении цены либо при возмещении убытков, причинённых неисправностью товара – 10 дней.
За нарушение данных сроков ст. 23 Закона о защите прав потребителей налагает пеню на продавца в пользу покупателя.
Это весьма высокая неустойка, поэтому некоторые продавцы могут закладывать в договор купли-продажи заниженный размер пени. Подобное условие о снижении ответственности перед потребителем ниже законного предела, установленного федеральным законодательством, ничтожно в силу ст.400 Гражданского кодекса РФ (Первая часть ГК РФ, закон №51-ФЗ).
Верхнего предела суммарной неустойки статья 23 не содержит, поэтому ответственность продавца перед покупателем теоретически может расти до бесконечности. На деле суды обычно уменьшают сумму неустойки до разумных размеров.
Организации по защите прав потребителей
Закон предусматривает право выступать в защиту потребителей для некоммерческих организаций, которые создаются в форме союзов, ассоциаций и некоммерческих партнёрств по защите прав потребителей. Один из способов получения компенсации за срыв сроков — это обращение потребителя к такой организации, которая затем подаёт в суд иск в его интересах. Правовая помощь от подобных организаций включает в себя и оценку перспектив дела. Наиболее сильные юридические фирмы берут дела своих клиентов без предоплаты, а свой гонорар получают после решения суда. Также закон предусматривает право таких организаций на получение штрафа в размере 50% от суммы, присуждённой в пользу потребителя, если предприниматель отказался удовлетворить его требования добровольно.
Данный штраф в размере 50% установлен, прежде всего, в пользу самого потребителя, поэтому, если гражданин, пострадавший от задержки сроков на ремонт и замену товара, готов самостоятельно обратиться с иском в суд, этот штраф будет присуждён в его пользу.
Таким образом, присуждённая сумма будет включает в себя следующие составляющие.Также помимо штрафа истцу полагается сумма за моральный вред.
- Сумма основного искового требования.
- Штраф в размере 50% от предыдущей в пользу потребителя.
- Возмещение морального вреда.
- Судебные расходы, если потребитель оплачивал услуги представителя.
Подача претензии и суд
В деловом документообороте принято направлять письма с получением отметки о приёме на втором экземпляре. Для потребителя, которому предстоит досудебный спор с продавцом, также необходимо соблюдать данную процедуру: требование об устранении недостатков или возврате денег готовить в письменном виде в двух экземплярах, но одном из которых администратор магазина (дилер, секретарь фирмы-изготовителя) поставит отметку о приёме и отдаст претензию потребителю.
Однако необходимо признать, что в обычных магазинах продавец, скорее всего, откажет потребителю в приёме претензии, поэтому направлять её придётся по почте на юридический адрес фирмы или предпринимателя.
Если в течение установленных сроков требование покупателя не будет удовлетворено, можно подавать в суд исковое заявление. Иски от потребителей госпошлиной не облагаются.
В зависимости от суммы иска заявление подаётся:- для исков до 50 тысяч рублей – мировому судье;
- для исков свыше 50 тысяч рублей – в райсуд (горсуд).
Распределение обязанностей между продавцом и производителем
Гражданин имеет право предъявить претензию и к продавцу, и к производителю. Если продавец не может найти производителя для замены и ремонта товара, обязанность по удовлетворению требований покупателя целиком ложится на него самого.
Превышение сроков, вызванное передачей товара от продавца производителю и назад, не влияет на предельные сроки, прописанные в законе.
В современной экономике у производителя может быть несколько посредников до поступления к покупателю, и цепочка, например, может быть такой:- Производитель.
- Дилер.
- Агент.
- Продавец.
- Потребитель.
На каждого из участников цепочки, продающих товар, может быть возложена ответственность, предусмотренная для производителя и потребителя, поскольку закон устанавливает также понятия уполномоченной организации и уполномоченного импортёра.
Особенности закона
Поэтому если гражданин приобретает, например, перфоратор, который он профессионально использует для установки кондиционеров, то есть, фактически занимается предпринимательской деятельностью при помощи перфоратора, то он не может требовать возмещения убытков от простоя в порядке закона
Условие о предоставлении аналогичной вещи во временное пользование на период ремонта относительно нечасто используется на практике. Как правило, продавцу проще заменить неисправную вещь на аналогичную. Если аналогичной нет, но есть сходная, покупатель зачастую соглашается на такой обмен. И лишь если покупателю нужна именно первоначально купленная вещь, но отремонтированная, в этом случае и может возникнуть ситуация с выдачей во временное пользование замещающего товара.
В случае, если продавец либо производитель не уложились в сроки ремонта и замены товара, а также предоставления аналога, покупатель вправе вернуть товар с возвратом денег.